Общественный Контроль России -> Новости -> XII национальный конгресс

XII национальный конгресс

image002

8 декабря 2017 года руководство ОКР приняло участие в состоявшемся в Управлении делами Президента Российской Федерации ГК «Президент-отеле» в Москве XII Национальном Конгрессе «Модернизация промышленности России: Приоритеты развития».

Национальный Конгресс – это открытая международная деловая площадка, ориентированная, прежде всего, на становление долгосрочных партнерских отношений между предпринимателями, государственными структурами и общественными организациями в процессе обсуждения острых экономических вопросов, актуальных на сегодняшний день. Формат ежегодных встреч предпринимателей со всей России, а также зарубежья, с участием представителей первых лиц страны позволяет создать площадку открытого диалога с возможностью принятия взвешенных решений, лучшего понимания интересов друг друга, получения обратной связи и планирования дальнейших шагов по эффективному развитию промышленной политики страны.

Открылся Конгресс работой Пленарного заседания на тему «Модернизация промышленности России: Приоритеты развития». В рамках Конгресса также состолась работа тематических секций в формате дискуссий и обсуждений, посвященных механизмам государственного стимулирования развития российской промышленности, встречи представителей бизнеса для поиска новых бизнес-партнеров и получения профессиональных консультаций на «Территории развития бизнеса».

Спикеры Пленарного заседания Конгресса обозначили ряд проблем, препятствующих экономическому развитию страны:

  • отсутствие благоприятного бизнес-климата в стране. Специалисты, способные создавать эффективные технологии, есть, но для работы им не хватает мотивации;
  • тенденция к примитивизации российской экономики: основную долю экспорта (80-85%) составляет топливо и сырье;
  • свободный режим валютной обратимости приводит к волатильности курса рубля, который во многом зависит от мировых цен на нефть;
  • пространственный потенциал практически никак не используется в целях развития российской экономики;
  • низкий уровень развития российского малого бизнеса;
  • высокий уровень импортной продукции на российском рынке;
  • отсутствует единая политика в области управления интеллектуальными активами, количество подаваемых в России патентных заявок сокращается с каждым годом;
  • неэффективное налогообложение: нет экономически выгодной альтернативы списанию НИОКР на себестоимость, предприятиям невыгодно оформлять нематериальные активы, особенно созданные за счет государственных средств;
  • несмотря на многочисленные инвестиции, уровень технологического развития российских предприятий существенно отстает от среднеевропейского;
  • большое количество процедур контроля и надзора, тормозящих развитие малых российских предприятий. Существует 197 органов контроля и надзора, при этом многие требования пересекаются или противоречат друг другу;
  • неэффективная финансовая политика Центрального Банка, когда перспективные развивающиеся компаний не получают необходимого финансирования.

Участниками Пленарного заседания в резолюцию Конгресса внесены следующие предложения:

  • наряду с сохранением рыночной экономики необходимо вести жесткую промышленную политику. И приоритетными для государственной поддержки должны стать 3 сферы: 1) инвентаризация и выявление тех производств, которые еще можно довести до конкурентоспособного уровня; 2) переобучение специалистов неконкурентных производств, продолжающих существовать после распада СССР по инерции; 3) национальная безопасность, оборона;
  • поддержать реализацию проекта по строительству транспортного коридора через Россию – Азия-Европа;
  • стимулировать развитие государственно-частного партнерства;
  • разработать политику в области управления интеллектуальными активами, собственностью; со стороны государства возмещать предприятиям часть затрат на патентование; развивать такие механизмы, как кредитование под залог патентных прав; создавать новые методы патентной охраны, такие как патентная охрана бизнес-методов;
  • создавать технологические консорциумы — временное объединение компаний, которые консолидируют собственные финансовые ресурсы и ресурсы государства. Их усилия при этом должны быть направлены на создание новых технологических заделов, технологических продуктов и регулятивной среды под эти продукты;
  • за счет использования цифровых технологий создать единые базы данных для предприятий, сделать государственный контрольный надзор более персонифицированным, уменьшить административную нагрузку на бизнес;
  • призвать руководителей промышленных предприятий активнее взаимодействовать со структурой торгово-промышленных палат России;
  • рекомендовать предприятиям обращаться за поддержкой в Агентство по технологическому развитию.

После Пленарного заседания работа XII Национального Конгресса была продолжена на «Территории развития бизнеса» — диалоговой площадке для взаимодействия бизнес-сообщества, поиска новых бизнес-партнеров и получения профессиональных консультаций по вопросам поддержки и развития бизнеса, где главной целью переговоров являлось обсуждение с потенциальными партнерами возможностей сотрудничества. На площадке была организована выставочная экспозиция Партнеров и Спонсоров Конгресса, отдельно расположилась зона деловых контактов (серия заранее спланированных встреч и переговоров). Учитывая актуальность и важность поднимаемых на Конгрессе вопросов, ООР «Общественный контроль России», принял участие в работе Секции №5 «Пути развития машиностроения и ОПК России в современных условиях. Высокотехнологичная промышленная продукция».

Среди основных проблем отраслей машиностроения и ОПК России участники заседания выделили:

  • новые вызовы по освоению и разработке новых технологий и материалов, которые стоят перед российской промышленностью;
  • высокий уровень кибератак на высокотехнологичные производства;
  • низкий уровень культуры в сфере интеллектуальной собственности, низкая доля патентования в РФ;
  • упадок российского двигателестроения;
  • необходимость технического перевооружения предприятий;
  • наличие дублирующих мощностей в ракетно-космической промышленности;
  • отсутствие системы мониторинга деятельности предприятий и оперативного производства планирования, обеспечивающего координацию загрузки предприятия; низкий уровень загрузки оборудования (около 55%);
  • низкий уровень кооперации специализации производства;
  • высокая трудоемкость изготовления продукции; низкий уровень автоматизации;
  • отсутствие серьезной технологической производственной базы для производства станков ЧПУ;
  • недостаточная информированность руководителей предприятий о ситуации в отрасли в целом;
  • у большинства компаний либо отсутствуют документы по отчуждению прав на результаты интеллектуальной деятельности, либо они неправильно оформлены, что может привести к риску потери прав на результаты интеллектуальной деятельности и запрету на использование разработок. При создании интеллектуальной собственности авторами, работниками предприятия: отсутствует необходимое положение об интеллектуальной собственности в трудовых договорах, нет доказательств создания интеллектуальной собственности на рабочем месте, отсутствует уведомление о сохранении разработок в тайне, отсутствуют документы об идентификации объекта. При создании интеллектуальной собственности подрядчиками: отсутствует надлежащая проверка цепочки прав у компании-подрядчика;
  • по инженерно-техническому образованию не сформированы требования к компетенциям в сфере федеральных и профессиональных стандартов, касающихся интеллектуальной собственности;
  • несовершенство законодательства, регламентирующего реализацию программ по импортозамещению — Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ “третий лишний”, Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции”, Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N925 г. Москва «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг” — все эти документы нуждаются в доработке;
  • неэффективная финансовая политика: отсутствие поддержки предприятий со стороны банков;
  • сложная процедура прохождения добровольной сертификации для субъектов МСП;
  • низкая мотивация работников высокотехнологичных предприятий, особенно начинающих инженеров: низкий уровень рентабельности предприятий не позволяет предлагать конкурентоспособную зарплату;
  • кадровый голод, который связан, в том числе, с отсутствием долгосрочного планирования на предприятиях: руководители предприятий зачастую сами не знают, сколько специалистов и когда им понадобится.

Докладчики и эксперты заседания внесли в резолюцию Конгресса следующие предложения:

  • в ракетно-космической отрасли: изыскать возможность сокращения дублирующих мощностей и производственных площадей (на 20-25%), увеличить долю станков до 50-70%;
  • в ракетно-космической отрасли проводить планомерную работу в направлении: совершенствования космических производственных технологий, увеличения доли роботизации и автоматизации производства, применения многостаночного обслуживания, внедрения плана подготовительного обслуживания и консолидированной системы закупок, совершенствования системы нормирования, разработки и внедрения единой цифровой политики на предприятиях, точечного наращивания производственных мощностей, бережливого производства, мап-моделирования;
  • рекомендовать руководителям предприятий проверять юристов предприятия на знание законодательства в области защиты интеллектуальной собственности, создавать системы защиты интеллектуальной собственности путем внедрения внутренних регламентов по отчуждению прав у авторов, постоянно поддерживать эти внутренние системы, проводить экспресс-аудит прав; увеличить количество патентных поверенных; создать отдел патентоведов;
  • на законодательном уровне проработать вопросы, связанные со служебными изобретениями и с вознаграждением автора;
  • в целях поддержки отечественных производителей ввести правила, аналогичные постановлению «Третий лишний», для закупочной деятельности компаний с государственным участием;
  • создать независимый компетентный орган, который будет присваивать статус «отечественная продукция российского происхождения»
  • целенаправленно проводить модернизацию предприятий, которые производят или могут производить высокотехнологичную продукцию. Обратить внимание руководителей таких предприятий на необходимость проведения последовательной маркетинговой политики;
  • рассмотреть возможность снижения тарифов на энергоресурсы;
  • рассмотреть возможность решения вопроса мотивации кадров;
  • рекомендовать предприятиям малого и среднего бизнеса обращаться за информационной, гарантийной и финансовой поддержкой вАО «Корпорация «МСП»;
  • рассмотреть возможность создания Российского торгового дома в центральной части Африки;
  • разработать долгосрочные государственные программы развития приоритетных отраслей с конкретными мерами господдержки, с четкими сроками их реализации и конкретными ответственными лицами за их исполнение.

 

Масштабность и значимость XII Национального Конгресса ежегодно подтверждается как повышенным интересом со стороны участников, количество которых в этом году составило свыше 500 человек, так и самим форматом мероприятия, позволяющим объединять на одной площадке предпринимателей со всей России. При этом организатор Национального Конгресса – АНО Центр поддержки и развития бизнеса «Инициатива» оказывает помощь участникам, проводя консультации по вопросам, касающимся получения новых контактов, поиска надежных партнеров, подготовки к тендерам, а также в получении субсидий, кредитов и привлечении инвестиций.

 

 

Информация частично взята с официального сайта Национального Конгресса (www.nationalkongress.ru)